. История поселка Параньга - О моих школах - Каталог статей - Cайт учителя информатики
Личный сайт Иванова Юрия Николаевича
Суббота, 21.09.2019, 05:46
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
О моих школах [10]
Статьи из СМИ [0]
Готовимся к уроку [2]
Внеклассная работа [0]

Праздники
Праздники России

Главная » Статьи » О моих школах

История поселка Параньга

На северо-востоке республики Марий Эл, недалеко от границы Татарстана, находится поселок Параньга – районный центр Параньгинского района. Первоначальное образование поселения относится приблизительно к 1600 годам. Об этом свидетельствовал коренной параньгинец Валиев Ахмет Валиевич (умер в возрасте 90 лет в 1988 г.), считавший себя седьмым поколением параньгинцев. Он ссылается на рассказы брата своего отца Гафурова Латыпа (родился в 1848 г. и умер в 1938 г.) и бабушки(1824-1905 г г.). Наш герой не имел связи с Казанской губернией, не было дорог, леса были дремучие. Жили на территории Параньгинского района марийцы, которые занимались охотой, пчеловодством. Деревни были очень маленькие, самая большая деревня была Алашайка. Его называли Шегер-сола (Зиарат авылы). Первое упоминание о Параньге в архивных документах относится к 1696 году («Экономические примечания». Параньгинская волость стр. 211 фонд 583 опись 22, единица хранения и номер 48, стр. 92).

Первые 2 татарина приехали верхом на лошади в 1500-1550 г г. Они остановились около деревни Портчары у водяной мельницы. Хозяином был мариец. Эти татары, по словам стариков, вынуждены были скрыться от крещения Ивана Грозного. Через некоторое время они уехали обратно и привезли семьи. Хозяин мельницы отказался приютить их и советовал занять пустующие дома в других населенных пунктах. Тогда многие деревни пустовали, т. к. марийцы умерли от холеры или уехали, надеясь спастись от нее. 

Так на месте, где сейчас расположена Параньга, впервые появились 8 человек татар, среди них Чураш и Бураш. Они очистили от леса небольшой участок земли и построили жилище. Свой хуторок первые поселяне назвали «Беренгуй», что означает в переводе с персидского языка «Деревня Святых». Деревня постоянно разрасталась, лес отступал дальше, появились пахотные земли. В Беренгуй тогда вместе с татарами жили оставшиеся в живых от холеры марийцы. Позже марийцы переселились в другое место, и возникла другая деревня – нынешнее Яндемирово. Со временем Беренгуй стала Параньгой. Наши предки сеяли на полях гречиху, рожь, овес, ячмень, сажали картофель. По сведениям Хафиз - муллы земля была плодородная – чернозем, получали хороший урожай зерновых. Еженедельно по понедельникам проходил оживленный базар, а один раз в год - ярмарки, на которые собирались со всей округи. После окончания посевных работ в деревне проводился Сабан-Туй. Также упоминается о паровых и ветряных мельницах. Число жителей к 1802 г. составило 239 душ обоего пола.

Первые муллы появились ближе к 1700 г. из рода Гаязовых, основателем этого рода был Урмат. К 1836 г. в Параньге насчитывалось 110 дворов, 490 мужчин, 462 женщины. В прошлом столетии территория нашего района входила в состав территории Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии.

По сведениям 1876 г. губернского статистического комитета Уржумского уезда население состояло из русских, черемисов, татар, удмуртов. Интересную справку дает Казанский доктор Кандаровский: «В 1858 г. в Уржумском уезде Ирмучашской волости Вятской губернии проживало 3614 татар мужчин. 3681 татар женщин. В деревне Параньга, расположенном на тракте Казань-Параньга-Уржум-Вятка, имеется базар. В течение года на Параньгинский базар было привезено товаров на 3800 рублей золотом, продано на 2600 рублей. Крестьяне относятся к государственным, в основном занимаются хлебопашеством, торговлей, есть бондари, смолокуры, обжигают древесный уголь, занимаются пчеловодством, гончарным делом. Есть мастера тарантасов, телег, саней, изготавливают инвентарь для домашнего быта.

В 1863-1885 г. г. в Санкт - Петербурге был издан пятитомный «Географический статистический словарь Российской империи» под редакцией путешественника Семенова –Тянь - Шанского, где есть ряд статей, касающихся параньгинских мест. Семенов пишет «Илеть-река, приток Волги, направления течения к юго-западу, длина 240 верст ширина от 5 до 10 саженей, глубина от 4 до 7 фунтов, течение быстрое, извилистое на всем своем протяжении, а при реке Параньгинка расположена деревня Параньга в 60 верстах от уездного города Уржум».

Известно, что в 19 веке, в Уржумском уезде, куда входило село Параньга насчитывалось 17 деревянных мечетей и одна каменная соборная мечеть в деревне Алашайка, построенная в 1829 году. К началу ХХ века в Параньге было построено 4 деревянных мечети. К сожалению, точных дат их открытия не сохранилось, но есть сведения где они были расположены, что из себя представляли. Сведения об этом я обнаружила в сочинении Ахмеда Бин Хафезетдина эль – Беренгеви «История села Параньга»: « …В центре деревни на рыночной площади находится красивая мечеть. Ее называют Средней (Урта мечеть). Эту мечеть построил после пожара в 1907 году Габдульхабир бин Фатхулла из деревни Мамыш. Построенная на этом месте ранее мечеть тоже была красивой и большой, но действовала только 8 лет. Когда мечеть перестала вмещать всех прихожан, ее полностью разобрали и построили новую. В легендах Сулеймена бин Хамзы говорится, что при мечети было медресе, где и жили учителя, а шакирды в это время жили в нижнем доме муллы Насретдина. Через некоторое время Сиразетдин бин Сагдетдин аль Беренгеви покрыл крышу досками. Но опять в мечети становилось тесно и один торговец по имени Эмин (или Дамин) бин Габдулхалил эль Беренгеви вырыл подвал, сделал проход и там читал пятничную молитву. Помню, как несколько раз будучи маленьким мальчиком, я перелезал через этот проход посмотреть, как читают молитву отец и другие. Манара мечети была из темных бревен, стены оклеены бумагой, потолок покрашен белой краской. А ту мечеть, которая сегодня украшает центр села, богач Мухамматрахим из деревни Алашайка подремонтировал и привел в нынешнее состояние. Вторая мечеть называется Зеленая, построена жителем Казани Валиуллой бин Рахматулла аль Атнави в 1887 году. Рядом с мечетью в этом же году построили школу, муллой был Гаяз мулла. (Эта мечеть находилась на пересечении улиц Колхозная и Красноармейская на месте магазина «Ильдан»).

Третья мечеть находится на другом конце центральной улицы (Олы урам), построил некто из династии Чураш. Через год после постройки Ахмедзян аль Габиди побелил, отремонтировал печи и фундамент. Ее называют Белой мечетью. Она была маленькой, прихожан было мало. Здесь стали выдавать свидетельства о рождении. Муллой является Зулькарнай. (эта мечеть находилась на улице Тукаевская, напротив пивбара).

Четвертая мечеть – Красная, находится на центральной улице (Олы урам) на перекрестке дороги в сторону Илети. Построил Ахмедзян бин Галимзян аль Габиди. Он же построил в честь единственной любимой дочери школу высотой в 10 аршин. До строительства мечети это место называли злосчастным, так как с утра до вечера, сплетничая, здесь толпился народ. Чтобы ликвидировать это место, именно здесь и заложили мечеть…»

В государственном архиве г. Киров сохранились сведения о состоянии магометанского населения – Ведомость 1869 г. В ней упоминаются только 2 мечети (обе называются соборными) По всей видимости это Белая и Красная мечети. В Белой мечети духовных лиц мужского пола – 4, женского - 5; прихожан муж – 162, жен – 223. При мечети была школа, где обучалось 30 мальчиков и 25 девочек. Школа помещалась в пожертвованном казанским купцом доме Юнусовых. Отапливалась за счет родителей. Имам Ирмашев детей обучал бесплатно. В Красной мечети духовных лиц муж. – 5, жен. - 6, прихожан муж. - 634, жен. - 591, всего 1225. Мулла Хафезетдин Насрутдинов из государственных крестьян обучал местных мальчиков - 30, посторонних – 10, девочек - 30. Школа помещалась в пожертвованном доме купца Муртазы. Отапливалась за счет родителей. Мулла детей обучал бесплатно. В обоих школах преподавали чтение по азбуке, Коран, тапсир, языки - арабский и фарси, татарское письмо. Русской грамоте не обучались, никаким имуществом не владели. Мальчики и девочки обучаются отдельно. Обучаются дети зажиточных.

К 1913 году в Параньге открылась первая общественная смешанная школа. Открыл ее Гарай мулла. Первой учительницей стала Бадерт Хасанова

В 1917 г. эхо октябрьской революции докатилось и до наших краев. С получением вести о падении царя большой его портрет, который находился в старом здании дома связи (ныне на этом месте стоит автовокзал) был выброшен в мусорную яму. Однако из-за того, что в Параньге было много зажиточных людей революционные изменения происходили не сразу.

В 1919 г. в Параньге была создана первая партийная организация, которым руководил бывший уральский рабочий член Вятского губкома Самигулла Мухаметгарипович Ахметов.

В 1920 г. была создана ячейка коммунистического союза молодежи, вожаком являлся Я. Юсупов.

В 1924 г. в Параньге был организован сельский Совет, в 1929 г. часть бедняков объединилась в колхоз им. Ленина. Председателем был избран Сафиуллин Самигулла. В 1927 г. приехал на работу первый специалист с высшим образованием - ветврач Лежнин, а в 1930 г. врач из Башкирии Абдриев. 30 апреля 1931 г. на территории 616 кв. км. был образован Параньгинский район. В его состав входили 61 населенный пункт и 10 сельсоветов. Первым секретарем райкома партии избрали Салихзянова Сафука, председателем райисполкома - Ахметова Курбана. В конце 20-х годов по всей стране начинаются гонения на церковь. Разграбленные церкви и мечети превращаются в склады, клубы, школы. Это явление имело место и в нашем селе. Белая мечеть превратилась в поликлинику, Красная мечеть - в детский сад. А из бревен Зеленой и Средней мечети построили двухэтажную школу, в последствии в этом здании находился интернат, в 80-х годах – дом быта. В 1986 г. это здание сгорело.

1 сентября 1932 г. в Параньге начал работать пед. техникум. О первых годах становления Параньгинского педтехникума хорошо помнит учащаяся тех лет Р.А.Садриева: «… Первыми учащимися стали Карима и Марьям Гилязовы, Газиза Валиуллина, Габдрахман Ганиев и др.. Здание располагалось в доме, перевезенном из Куянкова, на территории сегодняшнего ПУ-28. Первые преподаватели Кондаков, Халиуллин, Шаммасовы, Гатауллина, Изинкин. Первым директором был Ямалиев из Москвы. В 1937 г. некоторые студенты и преподаватели были арестованы. Училище не переставало работать и в годы войны, давали очень прочные знания. В 1956 г. училище было закрыто…» На его базе была создана Параньгинская школа-интернат. Многие преподаватели училища остались здесь воспитателями. Директором школы стала Халида Галлямова. А вторым и последним директором был Фиал Юнисович Сулейманов. Учащиеся набирались со всей республики. Кроме обучения по предметам большое внимание уделялось трудовому воспитанию. В школе работали спортивные секции, худ. самодеятельность, были созданы два оркестра. В 1972 г. сгорело основное здание школы. Построили новое. Но в нем уже открыли профессиональное училище.

Первый номер районной газеты вышел в 1933 г., которая называлась «Удар колхозчы». Через год создали МТС. В 30-е годы в районе насчитывалось 15 мелких предприятий: хлебопекарня, типография, смолоскипидарные промартели, бондарное производство и кирпичные заводы. В районе имелось 19 водяных мельниц, 7 ветряных. Существовал пищекомбинат, где сушили картошку, пекли пряники, хлеб. Он работал даже в годы войны. К концу 50-х годов его уничтожили.

В 1936 году была построена деревянная больница и поликлиника. В этом же году построили деревянное здание клуба. В 1965 году районное руководство принимает решение на месте одного из старинных кладбищ в центре Параньги устроить парк. Рассказ очевидца тех событий бывшего директора школы Галлямова Ш.Г.: «12 июня 1967 года собрали надмогильные памятники в одну кучу и выкинули на дорогу. Старики, узнав об этом пришли целой делегацией. Пошумели, на телегах отвезли эти памятники на другое кладбище и сложили». Мне довелось увидеть эти памятники. Одно из древних сохранившихся надписей относится к 1851 году. К сожалению, невозможно разобрать имя. Есть надмогильные камни 1871 года - Шамси Камал Мухаматшах кызы, 1891 года - Габдулгали Габдулхалик углы, 1902, 1905 годов и т. д. По рассказам моих родителей я знаю, что в этом так называемом парке –кладбище покоятся и мои предки. Мне хочется обратиться ко всем жителям моего поселка: «Стойте! Остановитесь! Обойдите. Не оскверняйте память моих предков. Не позволяйте себе совершить тяжкий грех!».

В настоящее время наблюдается заметные сдвиги в возрождении духовных и нравственных ценностей и идеалов. Сегодня в поселке действуют 2 мечети: Красная - по улице Тукаевская, открытая в 1995 году (Халилрахман Рахим хазрат) и Белая - в молодежном микрорайоне, открытый 21 ноября 2003 года (имам хатиб Айрат Хазрат Вахитов).

В заключений хочу вспомнить слова писателя - историка Николая Карамзина: «…История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков к потомству, дополнения, изъяснение настоящего и пример будущего…». Знать о своих предшественниках, о тех, кто с давних времен жил на твоей территории, кто расчистил землю под посевы, проложил дороги, возвел стены, моты, дворцы, храмы и мечети, сложил сказания и песни - священный долг каждого из нас. Многое из того, что они оставили нам, потомкам, мы используем и храним. Иногда по невежеству разрушаем.

В истории моей Параньги есть чем дорожить, гордиться и о чем сожалеть. Главное есть что ЛЮБИТЬ.
Уж сколько раз ругали Параньгу,
Ее людей и улицы и парки,
Но я ее все же искренне люблю
И трепет ощущаю жаркий.
Когда любуюсь стройностью домов
Ухоженностью двориков старинных.
Я обрела здесь истинный мой кров,
Плутая в лабиринтах длинных.
Да! Я люблю ее. Ее народ,
Красивых песен задушевный голос.
Не ощущает это только тот,
Кого не кормит хлебный колос.
Я по утрам иду и вглядываюсь в лица-
Они прекрасны в доброте своей,
Я здесь живу и мне это не сниться,
Я верных здесь нашла друзей.
И зря ругают злые языки-
Им не понять святого совершенства,
Когда в мечеть заходят старики
И ощущают полное блаженство.
Люблю я осень в ней. И зиму и весну
И лето жаркое до пота
И день люблю, и ночь, клонящую ко сну.
Когда на миг уйдет забота.
Я восхищаюсь верности истокам.
Традициям, дошедшим до души.
И если грязно поливает кто-то.
То хочется сказать мне: «Не спеши.
Что сделал ты, чтоб было по иному,
Что сотворил, построил иль возвел?
И что приводит к выводу такому,
Что ты чинишь здесь грубый произвол?
Не вправе ты, не вправе он
Судить ту землю, по которой ходим.
Она - родная. Низкий ей поклон.
И много ли на свете родин?,,
Е. Муралева.  

Список использованной литературы

1.       Ахмад Бин- Хафезетдин аль- Беренгеви «История села Параньга» Параньга 1912 г.

2.       Адольф Е. Э. «Вышивки татар» сб. «Материалы центрального музея ТАССР » № 1 г. Казань. 1927 г.

3.       Башкиров А. «Памятники Татарской культуры» Казань 1929 г.

4.       Гос. Областной архив г. Кирова

5.       Гос. Архив обкома партии г. Йошкар-Ола.

6.       Гос. Архив респ. Марий Эл.

7.       Самигуллина А. М. « Параньгинский районный музей » 1994 г.

8.       «Наша жизнь» 1996- 2000 г. г.

9.       Имамов В. «Татар тарихи» 1994 г.

10.    «История Татарской ССР» Казань 1988 г.



Источник: http://Материал из архива Параньгинской средней школы
Категория: О моих школах | Добавил: tommi (17.04.2010)
Просмотров: 4163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Интересно, кто же заходит на мой сайт?
Всего ответов: 56

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Полезные ссылки
  • Всем, кто учится
  • Новости России
  • Новости Марий Эл
  • Новости Параньги
  • Новости НАО
  • Ярославская ООШ

  • Сайт деревни Андег1

    Прогноз

    Copyright MyCorp © 2019 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz