На северо-востоке
республики Марий Эл, недалеко от границы Татарстана, находится поселок Параньга
– районный центр Параньгинского района. Первоначальное образование поселения
относится приблизительно к 1600 годам. Об этом свидетельствовал коренной
параньгинец Валиев Ахмет Валиевич (умер в возрасте 90 лет в 1988 г.), считавший
себя седьмым поколением параньгинцев. Он ссылается на рассказы брата своего
отца Гафурова Латыпа (родился в 1848 г. и умер в 1938 г.) и бабушки(1824-1905 г
г.). Наш герой не имел связи с Казанской губернией, не было дорог, леса были
дремучие. Жили на территории Параньгинского района марийцы, которые занимались
охотой, пчеловодством. Деревни были очень маленькие, самая большая деревня была
Алашайка. Его называли Шегер-сола (Зиарат авылы). Первое упоминание о Параньге
в архивных документах относится к 1696 году («Экономические примечания». Параньгинская
волость стр. 211 фонд 583 опись 22, единица хранения и номер 48, стр. 92). Первые
2 татарина приехали верхом на лошади в 1500-1550 г г. Они остановились около
деревни Портчары у водяной мельницы. Хозяином был мариец. Эти татары, по словам
стариков, вынуждены были скрыться от крещения Ивана Грозного. Через некоторое
время они уехали обратно и привезли семьи. Хозяин мельницы отказался приютить
их и советовал занять пустующие дома в других населенных пунктах. Тогда многие
деревни пустовали, т. к. марийцы умерли от холеры или уехали, надеясь спастись
от нее.
Так на
месте, где сейчас расположена Параньга, впервые появились 8 человек татар, среди
них Чураш и Бураш. Они очистили от леса небольшой участок земли и построили
жилище. Свой хуторок первые поселяне назвали «Беренгуй», что означает в
переводе с персидского языка «Деревня Святых». Деревня постоянно разрасталась, лес
отступал дальше, появились пахотные земли. В Беренгуй тогда вместе с татарами
жили оставшиеся в живых от холеры марийцы. Позже марийцы переселились в другое
место, и возникла другая деревня – нынешнее Яндемирово. Со временем Беренгуй
стала Параньгой. Наши предки сеяли на полях гречиху, рожь, овес, ячмень, сажали
картофель. По сведениям Хафиз - муллы земля была плодородная – чернозем, получали
хороший урожай зерновых. Еженедельно по понедельникам проходил оживленный базар,
а один раз в год - ярмарки, на которые собирались со всей округи. После
окончания посевных работ в деревне проводился Сабан-Туй. Также упоминается о
паровых и ветряных мельницах. Число жителей к 1802 г. составило 239 душ обоего
пола.
Первые
муллы появились ближе к 1700 г. из рода Гаязовых, основателем этого рода был
Урмат. К 1836 г. в Параньге насчитывалось 110 дворов, 490 мужчин, 462 женщины. В
прошлом столетии территория нашего района входила в состав территории
Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии.
По
сведениям 1876 г. губернского статистического комитета Уржумского уезда
население состояло из русских, черемисов, татар, удмуртов. Интересную справку
дает Казанский доктор Кандаровский: «В 1858 г. в Уржумском уезде Ирмучашской
волости Вятской губернии проживало 3614 татар мужчин. 3681 татар женщин. В
деревне Параньга, расположенном на тракте Казань-Параньга-Уржум-Вятка, имеется
базар. В течение года на Параньгинский базар было привезено товаров на 3800
рублей золотом, продано на 2600 рублей. Крестьяне относятся к государственным, в
основном занимаются хлебопашеством, торговлей, есть бондари, смолокуры, обжигают
древесный уголь, занимаются пчеловодством, гончарным делом. Есть мастера
тарантасов, телег, саней, изготавливают инвентарь для домашнего быта.
В
1863-1885 г. г. в Санкт - Петербурге был издан пятитомный «Географический
статистический словарь Российской империи» под редакцией путешественника
Семенова –Тянь - Шанского, где есть ряд статей, касающихся параньгинских мест. Семенов
пишет «Илеть-река, приток Волги, направления течения к юго-западу, длина 240
верст ширина от 5 до 10 саженей, глубина от 4 до 7 фунтов, течение быстрое, извилистое
на всем своем протяжении, а при реке Параньгинка расположена деревня Параньга в
60 верстах от уездного города Уржум».
Известно,
что в 19 веке, в Уржумском уезде, куда входило село Параньга насчитывалось 17
деревянных мечетей и одна каменная соборная мечеть в деревне Алашайка, построенная
в 1829 году. К началу ХХ века в Параньге было построено 4 деревянных мечети. К
сожалению, точных дат их открытия не сохранилось, но есть сведения где они были
расположены, что из себя представляли. Сведения об этом я обнаружила в
сочинении Ахмеда Бин Хафезетдина эль – Беренгеви «История села Параньга»: « …В
центре деревни на рыночной площади находится красивая мечеть. Ее называют
Средней (Урта мечеть). Эту мечеть построил после пожара в 1907 году
Габдульхабир бин Фатхулла из деревни Мамыш. Построенная на этом месте ранее
мечеть тоже была красивой и большой, но действовала только 8 лет. Когда мечеть
перестала вмещать всех прихожан, ее полностью разобрали и построили новую. В
легендах Сулеймена бин Хамзы говорится, что при мечети было медресе, где и жили
учителя, а шакирды в это время жили в нижнем доме муллы Насретдина. Через
некоторое время Сиразетдин бин Сагдетдин аль Беренгеви покрыл крышу досками. Но
опять в мечети становилось тесно и один торговец по имени Эмин (или Дамин) бин
Габдулхалил эль Беренгеви вырыл подвал, сделал проход и там читал пятничную
молитву. Помню, как несколько раз будучи маленьким мальчиком, я перелезал через
этот проход посмотреть, как читают молитву отец и другие. Манара мечети была из
темных бревен, стены оклеены бумагой, потолок покрашен белой краской. А ту
мечеть, которая сегодня украшает центр села, богач Мухамматрахим из деревни
Алашайка подремонтировал и привел в нынешнее состояние. Вторая мечеть
называется Зеленая, построена жителем Казани Валиуллой бин Рахматулла аль
Атнави в 1887 году. Рядом с мечетью в этом же году построили школу, муллой был
Гаяз мулла. (Эта мечеть находилась на пересечении улиц Колхозная и Красноармейская
на месте магазина «Ильдан»).
Третья
мечеть находится на другом конце центральной улицы (Олы урам), построил некто
из династии Чураш. Через год после постройки Ахмедзян аль Габиди побелил, отремонтировал
печи и фундамент. Ее называют Белой мечетью. Она была маленькой, прихожан было
мало. Здесь стали выдавать свидетельства о рождении. Муллой является Зулькарнай.
(эта мечеть находилась на улице Тукаевская, напротив пивбара).
Четвертая
мечеть – Красная, находится на центральной улице (Олы урам) на перекрестке
дороги в сторону Илети. Построил Ахмедзян бин Галимзян аль Габиди. Он же
построил в честь единственной любимой дочери школу высотой в 10 аршин. До
строительства мечети это место называли злосчастным, так как с утра до вечера, сплетничая,
здесь толпился народ. Чтобы ликвидировать это место, именно здесь и заложили
мечеть…»
В
государственном архиве г. Киров сохранились сведения о состоянии магометанского
населения – Ведомость 1869 г. В ней упоминаются только 2 мечети (обе называются
соборными) По всей видимости это Белая и Красная мечети. В Белой мечети
духовных лиц мужского пола – 4, женского - 5; прихожан муж – 162, жен – 223. При
мечети была школа, где обучалось 30 мальчиков и 25 девочек. Школа помещалась в
пожертвованном казанским купцом доме Юнусовых. Отапливалась за счет родителей. Имам
Ирмашев детей обучал бесплатно. В Красной мечети духовных лиц муж. – 5, жен. -
6, прихожан муж. - 634, жен. - 591, всего 1225. Мулла Хафезетдин Насрутдинов из
государственных крестьян обучал местных мальчиков - 30, посторонних – 10, девочек
- 30. Школа помещалась в пожертвованном доме купца Муртазы. Отапливалась за
счет родителей. Мулла детей обучал бесплатно. В обоих школах преподавали чтение
по азбуке, Коран, тапсир, языки - арабский и фарси, татарское письмо. Русской
грамоте не обучались, никаким имуществом не владели. Мальчики и девочки
обучаются отдельно. Обучаются дети зажиточных.
К 1913
году в Параньге открылась первая общественная смешанная школа. Открыл ее Гарай
мулла. Первой учительницей стала Бадерт Хасанова
В 1917
г. эхо октябрьской революции докатилось и до наших краев. С получением вести о
падении царя большой его портрет, который находился в старом здании дома связи (ныне
на этом месте стоит автовокзал) был выброшен в мусорную яму. Однако из-за того,
что в Параньге было много зажиточных людей революционные изменения происходили
не сразу.
В 1919
г. в Параньге была создана первая партийная организация, которым руководил
бывший уральский рабочий член Вятского губкома Самигулла Мухаметгарипович
Ахметов.
В 1920 г.
была создана ячейка коммунистического союза молодежи, вожаком являлся Я. Юсупов.
В 1924 г.
в Параньге был организован сельский Совет, в 1929 г. часть бедняков
объединилась в колхоз им. Ленина. Председателем был избран Сафиуллин Самигулла.
В 1927 г. приехал на работу первый специалист с высшим образованием - ветврач
Лежнин, а в 1930 г. врач из Башкирии Абдриев. 30 апреля 1931 г. на территории
616 кв. км. был образован Параньгинский район. В его состав входили 61
населенный пункт и 10 сельсоветов. Первым секретарем райкома партии избрали
Салихзянова Сафука, председателем райисполкома - Ахметова Курбана. В конце 20-х
годов по всей стране начинаются гонения на церковь. Разграбленные церкви и
мечети превращаются в склады, клубы, школы. Это явление имело место и в нашем
селе. Белая мечеть превратилась в поликлинику, Красная мечеть - в детский сад. А
из бревен Зеленой и Средней мечети построили двухэтажную школу, в последствии в
этом здании находился интернат, в 80-х годах – дом быта. В 1986 г. это здание
сгорело.
1
сентября 1932 г. в Параньге начал работать пед. техникум. О первых годах
становления Параньгинского педтехникума хорошо помнит учащаяся тех лет Р.А.Садриева:
«… Первыми учащимися стали Карима и Марьям Гилязовы, Газиза Валиуллина, Габдрахман
Ганиев и др.. Здание располагалось в доме, перевезенном из Куянкова, на
территории сегодняшнего ПУ-28. Первые преподаватели Кондаков, Халиуллин, Шаммасовы,
Гатауллина, Изинкин. Первым директором был Ямалиев из Москвы. В 1937 г. некоторые
студенты и преподаватели были арестованы. Училище не переставало работать и в
годы войны, давали очень прочные знания. В 1956 г. училище было закрыто…» На
его базе была создана Параньгинская школа-интернат. Многие преподаватели
училища остались здесь воспитателями. Директором школы стала Халида Галлямова. А
вторым и последним директором был Фиал Юнисович Сулейманов. Учащиеся набирались
со всей республики. Кроме обучения по предметам большое внимание уделялось
трудовому воспитанию. В школе работали спортивные секции, худ. самодеятельность,
были созданы два оркестра. В 1972 г. сгорело основное здание школы. Построили
новое. Но в нем уже открыли профессиональное училище.
Первый
номер районной газеты вышел в 1933 г., которая называлась «Удар колхозчы». Через
год создали МТС. В 30-е годы в районе насчитывалось 15 мелких предприятий:
хлебопекарня, типография, смолоскипидарные промартели, бондарное производство и
кирпичные заводы. В районе имелось 19 водяных мельниц, 7 ветряных. Существовал
пищекомбинат, где сушили картошку, пекли пряники, хлеб. Он работал даже в годы войны.
К концу 50-х годов его уничтожили.
В 1936
году была построена деревянная больница и поликлиника. В этом же году построили
деревянное здание клуба. В 1965 году районное руководство принимает решение на
месте одного из старинных кладбищ в центре Параньги устроить парк. Рассказ
очевидца тех событий бывшего директора школы Галлямова Ш.Г.: «12 июня 1967 года
собрали надмогильные памятники в одну кучу и выкинули на дорогу. Старики, узнав
об этом пришли целой делегацией. Пошумели, на телегах отвезли эти памятники на
другое кладбище и сложили». Мне довелось увидеть эти памятники. Одно из древних
сохранившихся надписей относится к 1851 году. К сожалению, невозможно разобрать
имя. Есть надмогильные камни 1871 года - Шамси Камал Мухаматшах кызы, 1891 года
- Габдулгали Габдулхалик углы, 1902, 1905 годов и т. д. По рассказам моих
родителей я знаю, что в этом так называемом парке –кладбище покоятся и мои
предки. Мне хочется обратиться ко всем жителям моего поселка: «Стойте!
Остановитесь! Обойдите. Не оскверняйте память моих предков. Не позволяйте себе
совершить тяжкий грех!».
В
настоящее время наблюдается заметные сдвиги в возрождении духовных и нравственных
ценностей и идеалов. Сегодня в поселке действуют 2 мечети: Красная - по улице
Тукаевская, открытая в 1995 году (Халилрахман Рахим хазрат) и Белая - в
молодежном микрорайоне, открытый 21 ноября 2003 года (имам хатиб Айрат Хазрат
Вахитов).
В
заключений хочу вспомнить слова писателя - историка Николая Карамзина: «…История
в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков к потомству, дополнения,
изъяснение настоящего и пример будущего…». Знать о своих предшественниках, о
тех, кто с давних времен жил на твоей территории, кто расчистил землю под
посевы, проложил дороги, возвел стены, моты, дворцы, храмы и мечети, сложил
сказания и песни - священный долг каждого из нас. Многое из того, что они
оставили нам, потомкам, мы используем и храним. Иногда по невежеству разрушаем.
В
истории моей Параньги есть чем дорожить, гордиться и о чем сожалеть. Главное
есть что ЛЮБИТЬ. Уж
сколько раз ругали Параньгу, Ее
людей и улицы и парки, Но я ее
все же искренне люблю И
трепет ощущаю жаркий. Когда любуюсь
стройностью домов Ухоженностью
двориков старинных. Я
обрела здесь истинный мой кров, Плутая
в лабиринтах длинных. Да! Я
люблю ее. Ее народ, Красивых
песен задушевный голос. Не
ощущает это только тот, Кого не
кормит хлебный колос. Я по
утрам иду и вглядываюсь в лица- Они
прекрасны в доброте своей, Я здесь
живу и мне это не сниться, Я
верных здесь нашла друзей. И зря
ругают злые языки- Им не
понять святого совершенства, Когда в
мечеть заходят старики И
ощущают полное блаженство. Люблю я
осень в ней. И зиму и весну И лето
жаркое до пота И день
люблю, и ночь, клонящую ко сну. Когда
на миг уйдет забота. Я
восхищаюсь верности истокам. Традициям,
дошедшим до души. И если
грязно поливает кто-то. То
хочется сказать мне: «Не спеши. Что
сделал ты, чтоб было по иному, Что
сотворил, построил иль возвел? И что
приводит к выводу такому, Что ты
чинишь здесь грубый произвол? Не
вправе ты, не вправе он Судить
ту землю, по которой ходим. Она - родная.
Низкий ей поклон. И много
ли на свете родин?,, Е. Муралева.
Список использованной литературы
1. Ахмад Бин- Хафезетдин аль-
Беренгеви «История села Параньга» Параньга 1912 г.
2.
Адольф Е. Э. «Вышивки татар» сб. «Материалы
центрального музея ТАССР » № 1 г. Казань. 1927 г.
3.
Башкиров А. «Памятники Татарской культуры» Казань
1929 г.
4.
Гос. Областной архив г. Кирова
5.
Гос. Архив обкома партии г. Йошкар-Ола.
6.
Гос. Архив респ. Марий Эл.
7.
Самигуллина А. М. « Параньгинский районный музей »
1994 г.
8.
«Наша жизнь» 1996- 2000 г. г.
9.
Имамов В. «Татар тарихи» 1994 г.
10. «История
Татарской ССР» Казань 1988 г.
Источник: http://Материал из архива Параньгинской средней школы |